Сразу оговоримся, что экономить на качестве топлива мы не считаем нужным — некачественный бензин только ускорит износ компонентов двигателя, может стать причиной различных неполадок. Сэкономленные таким образом деньги вы потратите на ремонтные работы, как следствие — расходы не уменьшатся, но вы получите ряд неудобств, связанных со длительностью ремонта, поиском автосервиса или необходимых запчастей. Бак постоянно должен быть заполненным минимум на четверть, а на заправке лучше всего заливать не меньше половины. Если часто допускать падение уровня топлива до низкой отметки, возможно ухудшение работы топливного насоса.
Постарайтесь уменьшить вес автомобиля, избавившись от ненужных и лишних вещей, оставив только запасное колесо, необходимые инструменты и личные вещи. Если вы не используете задние сидения, их можно снять. В среднем избавление от 50 кг лишнего веса экономит от 0.7 до 0.9 л на каждые 100 км дистанции — разницу заметят те, кто постоянно использует автомобиль, особенно для передвижения на большие расстояния. Эксплуатация багажника на крыше увеличивает расход бензина на 13-15 % — это непозволительно высокий показатель. Разумеется, если вам нужно перевезти габаритный груз, который попросту не поместится в обычном багажнике, без использования этой конструкции не обойтись. Когда вы не используете багажник на крыше, его лучше демонтировать — он ухудшает аэродинамические свойства автомобиля, увеличивая сопротивление воздуха, и способствует увеличению расхода топлива как минимум на 1-2 % в неиспользуемом виде. Другие виды изменений внешнего вида авто, например, спойлеры, обвесы, также сказываются на уровне потребления топлива. После их установки изменяется распределение потоков воздуха и аэродинамические характеристики машины.
Изменение стиля вождения и его адаптация к характеру местности также помогут снизить расход топлива. Агрессивная езда с частыми торможениями, резкими стартами и гонками на высоких скоростях сказывается на количестве потребляемого бензина. Например, при езде со скоростью около 140 км/час вы расходуете на 23-25 % больше топлива, чем при движении с показателем 115 км/час (и это мы не вспоминаем о вопросе безопасности). Оптимальной считается скорость около 90 км/час при движении по пустой трассе, само собой, в городе этот показатель не превышает допустимый ПДД показатель. Ехать лучше всего на низких оборотах двигателя, как можно скорее переключая передачи; езда на самой высокой передаче не только экономит топливо, но и снижает уровень шума в авто. Погодные условия тесно связаны с расходом бензина — если на улице дождь, снизьте скорость (это целесообразно и по соображениям безопасности), старайтесь объезжать лужи.
Прогнозирование ситуации на дороге положительно сказывается на состоянии топливного бака вашего автомобиля. Нет смысла разгоняться, если вы едете по улице с несколькими светофорами — постоянный разгон и торможение требуют дополнительного топлива. Когда же вам приходится часто стоять в пробках, во время небольших остановок глушите двигатель — холостой ход сжигает бензин. Если придется ждать больше 10-12 секунд, лучше выключить мотор, а потом завести его заново — современным стартерам не страшны частые запуски, их запаса прочности достаточно, чтобы заводить машину десятки тысяч раз. Чтобы прочистить топливную систему, хорошо не реже раза в неделю выезжать на трассу. Зимой для разогрева нового автомобиля нужно не больше 30-40 секунд, дольше прогревать мотор не имеет смысла — вы просто сжигаете топливо. Просчитывая необходимый темп движения и скорость, вы сможете посещать заправку немного реже, чем обычно.
Использование дополнительных опций при езде требует энергии, как следствие, количество бензина в топливном баке уменьшается быстрее обычного. Если включить ближний свет, количество потребляемого горючего увеличится примерно на 5-6 %, дальний свет более "прожорлив" и способствует повышению расхода на 10-11 %. Включение кондиционера существенно сказывается на состоянии топливного бака: в зависимости от модели потребление возрастает от 0.9 до 1.5 л дополнительного горючего на каждые пройденные 100 км. Открывать окно с целью снизить температуру в салоне не экономично — дешевле держать окна закрытыми и включить кондиционер, тем более, что так внутрь не проникнут неприятные запахи и не повысится уровень шума.
Состояние автомобиля — один из важнейших факторов, о котором порой забывают. Прежде всего, советуем проверить состояние топливного и воздушного фильтров — если они загрязнены, бензина будет сжигаться на 3-5 % больше обычного; рекомендуем производить их замену согласно указанному производителем интервалу. Правильный подбор машинного масла, при котором учитывается техническое состояние "железного коня", его возраст, время года, сэкономит вам не менее 5-6 %. Многие автолюбители считают, что синтетическое масло более выгодно и способствует снижению расхода топлива — это убеждение имеет право на жизнь, но только в том случае, если его параметры отвечают требованиям производителя. Настоятельно рекомендуем проверять состояние шин — если они спущены или не соответствуют сезону (например, зимние шины, которые имеют довольно жёсткий протектор, используются после того, как полностью растаял снег), расход топлива вырастает на 4-10 %. Лучше всего постоянно проверять давление в шинах (не реже раза в месяц), выбирать узкие модели с низким сопротивлением качению — они улучшают сцепление и уменьшают аэродинамическое сопротивление.
Если вы планируете использовать автомобиль десяток лет, а то и больше, и вопрос трат на бензин стоит остро, имеет смысл изначально выбирать машину с небольшим потреблением топлива (при этом учтите, что указанные показатели в основном рассчитаны для не загруженной трассы, а не для города с постоянными пробками). Нет смысла покупать прожорливый внедорожник, который также создает дополнительные проблемы с маневренностью и парковкой, если вы живете в черте города и не имеете потребности перевозить габаритные грузы. Переоценка собственных возможностей может стать причиной возникновения несколько комичной ситуации, когда есть недешевая машина, но нет денег на топливо для нее.
Уменьшение расхода топлива — вполне реально, если следить за состоянием авто, качеством расходных материалов и избавиться от лишних вещей.