В качестве примера рассмотрим автомобиль с установленным газовым оборудованием фирмы «AG AUTOGAS SYSTEMS». Газовая установка данного типа называется системой последовательного распределенного впрыска испаренного газа SGI. И теперь после трех лет ее эксплуатации накопился опыт, которым можно поделиться с теми, кто хочет покупать или устанавливать газобаллонное оборудование на легковой автомобиль, и некоторыми соображениями о преимуществах и недостатках такой установки.
Описание устройства системы ГБО 4 поколения.
Система состоит из баллона емкостью 55л, но ограничение рабочей заправки - 45л. Отключение заправочного клапана происходит автоматически. Баллон имеет форму цилиндра и занимает значительную часть багажника. Но если Вы с семьей собрались на юг, то места для двух больших чемоданов вам вполне хватит.Баллон соединен с заправочным клапаном, врезанным справа в бампер, с помощью гибкого резинового шланга с двойной внутренней металлической оплеткой. Он может повредиться об острые края отверстия в полу багажника . Поэтому при заправке автомобиля, желательно находиться поблизости для контроля процесса. На заправках требуют обязательно поднять капот в целях безопасности.
На выходе из баллона установлен мультиклапан, который включает подачу газа при переключении с бензинового топлива на газ. Посредством медной трубки диаметром 8мм газ подается на фильтр очистки, магистральный электромагнитный клапан и далее на одноступенчатый редуктор-испаритель. На редуктор постоянно подается охлаждающая жидкость (врезка в систему охлаждения двигателя – параллельно с обогревателем). В редукторе происходит испарение газа и установка постоянного избыточного давления независимо от нагрузки на двигатель. После редуктора газ поступает на газовый инжектор, который подает топливо в каждую из 4-х форсунок, установленных на впускном коллекторе напротив впускных клапанов (на ряде систем они не электромагнитные, а механические). Если установлены электромагнитные форсунки с электронным управлением, то тогда инжектор-распределитель отсутствует. Управление инжектором и другими элементами осуществляется отдельным электронным блоком, который рассчитывает момент и продолжительность впрыска для каждого цилиндра в отдельности по сигналам бензинового компьютера.
Независимо от положения переключателя вида топлива запуск двигателя всегда осуществляется на бензине. После прогрева двигателя до определенной температуры (обычно70-75 град. С) происходит автоматическое переключение на газ (естественно, если переключатель установлен в положение "газ"). Переключатель вида топлива расположен на маленькой панели совместно с индикатором уровня топлива. Индикатор уровня газового топлива - светодиодный: 4 диода зеленого цвета и один – красного. Еще один красный диод расположен вверху панели – он мигает при старте двигателя и положении переключателя «газ (LPG)» и показывает, что пока двигатель работает на бензине, но "готовится" к переключению на газ. Один горящий зеленый диод - это 10 л газа (или 100км – в городе, или 120км на трассе). При загорании красного индикатора (аналогично загоранию лампы, сигнализирующей о малом количестве топлива в баке) можно проехать: в городе 50-55км, и до 80 км на трассе. Панель обычно устанавливают слева внизу от рулевой колонки, где расположен регулятор угла положения фар. Это очень неудобно , так как приходилось постоянно наклоняться, чтобы ее увидеть. Поэтому панель лучше перенести на место глухой кнопки рядом с кнопкой включения обогрева заднего стекла.
Преимущества системы ГБО 4 поколения «AG AUTOGAS SYSTEMS»:
- Потеря мощности двигателя минимальна (от 1 до 2% по теории). Если из опыта, то потеря абсолютно незаметна, а машина идет мягче, детонации не бывает никогда, хотя на бензине, особенно на 92-м российском (на белорусском и украинском заметно меньше) детонация – достаточно частое явление. Лучше заправлять 95-м, а где есть, то и 98-м бензином
- Отсутствие топливного насоса для подачи газа;
- Выполнение нормативов токсичности ЕВРО-4.
- Минимальный расход топлива – на трассе – 8,5-9л/100км в городе - суммарно с бензином - 11,5-12л /100км
Как уже говорилось ранее, запуск двигателя происходит всегда на бензине. Если не дать двигателю прогреться хотя бы пару минут, а поехать без прогрева, то при средней поездке в городе в 10 км переключение на газ произойдет примерно на 8-9-м километрах поездки зимой и 3-4м км летом. То есть практически вся поездка пройдет на бензине. Поэтому совет: дайте двигателю прогреться хотя бы минуты две – летом, минут пять – зимой в морозы. Это полезно для любого двигателя, а в нашем случае обеспечит переход на экономичный газ примерно через 1-1,5км поездки. Можно ускорить процесс переключения на газ следующим образом. Остановившись на красный свет, выжимаю сцепление и нажимаю на педаль акселератора, увеличивая обороты. Если температура двигателя около 70?С, то такой прием дает практически 100% переключение. При этом будет слышен характерный щелчок срабатывания мультиклапана, и красный мигающий индикатор гаснет, а красный индикатор уровня газового топлива загорается, и если топлива больше, чем десять литров, то через несколько секунд красный гаснет, а последовательно загораются зеленые диоды, показывающие количество топлива в баллоне. Когда двигатель готовится к переключению, появляется характерный металлический стук, который можно принять за стук клапанов. На самом деле, электронный блок включил инжектор-распределитель, но мультиклапан еще не сработал, и незаполненный газом инжектор работает вхолостую, издавая этот звук. Система долго переключается на газ даже после кратковременной остановки двигателя в холодное время года. Поэтому, если Вы предполагаете, что остановка будет короткой и хотите оставить работу двигателя на газу, по возможности не выключайте двигатель.
Обслуживание системы ГБО.
1.Еженедельно
1.1 Визуальный осмотр и проверка системы на утечку. Найти утечку легко можно по «аромату» одоранта, который специально добавляют в газ для придания ему запаха (сам по себе нефтяной газ пропан-бутан – запаха не имеет), либо с помощью мыльной эмульсии. Чаще всего причина утечки – лопнувшая трубка, износ резиновых уплотнений, или слабая затяжка соединений и хомутов на трубках.
1.2 Слив конденсата из редуктора-испарителя. Внизу на любом редукторе есть пробка для этой операции. Конденсат похож на масло, и если его не сливать есть опасность его закоксовывания и нарушения нормальной работы испарителя.
2. Ежемесячно. При полностью пустом баллоне открутите медную трубку и снимите фильтр – он стоит сразу после бака в моторном отсеке. Удалите из фильтра черный порошок, которым он забит, очистите или лучше замените, если сумеете найти фильтроэлемент. Не потеряйте и не забудьте поставить при сборке маленький магнит, находящийся внутри фильтра.
3. Раз в 2 года снимайте и чистите редуктор. Сложного в разборке ничего нет, но будьте внимательны и не повредите мембрану. После сборки обязательно проверьте утечки мыльной эмульсией. Если все же есть сомнения в своих силах, то лучше обратиться к специалистам.
Экономика потребления топлива двигателем "газ-бензин" затраты в руб. на 100 км для различных режимов:
вид топлива расход цена 1л Сумма
-----------------------------------------------------
Город бензин 6л/100км 25руб. 150,0руб. + газ 6л/100км 13руб. 78,0руб.
-----------------------------------------------------
ИТОГО стоимость проезда 100км 228,0руб.
-----------------------------------------------------
Трасса бензин 1,5л/100км 25руб. 37,5руб. газ 9л/100км 13руб. 117,0руб.
-----------------------------------------------------
ИТОГО стоимость проезда 100км 154,5руб.
-----------------------------------------------------
город бензин 12л/100км 25руб. 300,0руб. трасса 8л/100км 25руб. 200,0руб.
-----------------------------------------------------
Выводы по экономике делайте сами, исходя из цен на топливо в Вашем регионе.
Выводы:
- Вследствие более высокого октанового числа газа по сравнению с бензином, обеспечиваются более благоприятные условия эксплуатации двигателя, следовательно, увеличивается его долговечность.
- Обслуживание газобаллонного оборудования простое и не добавляет значительных хлопот автовладельцу
- Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования 4-го поколения и выше при эксплуатации и в городских условиях, и при регулярных поездках на дальние расстояния дает неплохую экономию.
Таким образом, обладая экономичностью дизеля, автомобиль с газовым оборудованием сохраняет все достоинства бензинового мотора.